Прежде чем начать излагать свое отношение к обсуждаемой в обществе реформе пенсионной системы Российской Федерации, должен сказать, что этот вопрос весьма непростой и довольно противоречивый.
Как человек, постоянно сталкивающийся с общественной экспертизой тех или иных законопроектов, могу уверенно сказать, что необходимость совершенствования пенсионной системы, очевидно, уже назрела, но краеугольным камнем всего этого процесса являются такие изменения, которые должны обеспечить достижение приоритетных стратегических задач, стоящих перед поистине социальным государством. Законодатель должен понимать, что повышение пенсионного возраста процесс весьма социально чувствительный, затрагивающий, в той или иной степени, практический все население страны.
В этой связи, говорить о принятии подобных законопроектов, не обеспеченных предварительной процедурой доверительного диалога между государством и обществом, в рамках которого должно состояться широкое общественное и экспертное обсуждение предлагаемой концепции пенсионной реформы, представляется весьма скоропостижным. Кроме того, подобные нововведения должны активно сопровождаться информационно-разъяснительной работой среди граждан. В случае, если названные механизмы не будут в полной мере использованы при разработке и принятии закона о реформе пенсионной системы, государство может получить негативный эффект в виде высокой степени недовольства и недоверия населения к существующей власти, что несомненно скажется на эффективности работы самой власти.
В исторический период, когда наше государство находится в состоянии внешнеполитического роста, на фоне которого заметно повысились патриотизм и гордость народа за страну, крайне важно обеспечить меры по повышению внутриполитической стабильности и повышение уровня жизни человека и гражданина, которые определены в Указе Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года. Некоторые положения предлагаемого законопроекта о пенсионной реформе идут в разрез с данным Указом! Например, в части производительности труда, согласно «майскому» указу, предполагается ежегодный рост этого показателя на 5%, начиная с 2024 года. Но мы все понимаем, что рост производительности труда неизбежно сопряжен с высвобождением определенного объема работников, и в этом случае встает вопрос о повышении уровня безработицы. Неизбежное внимание к работодателям со стороны контролирующих органов в сфере труда в следствии реализации пенсионной реформы и высвобождением работников старшего поколения будет входить в противоречие с достижением целевых показателей по росту производительности труда, определенных в Указе Президента. Убежден, этот аспект требует самого тщательного дополнительного обсуждения.
Как известно, пенсионная система РФ построена на принципе солидарности поколений, то есть выплату пенсий старшему поколению производит молодое поколение, работающее в «белом» секторе экономике. В этой связи, семьи страны необходимо всячески мотивировать к рождению и воспитанию бо/льшего количества детей, обеспечив, тем самым, уверенный демографический рост населения. В продолжении, добавлю, что уровень теневой экономики в РФ остается неприемлемо высоким. Большое количество граждан и трудовых мигрантов трудятся за зарплаты «в конвертах», а это значит, что в бюджетную систему страны не поступают соответствующие отчисления от их работодателей. В этой связи, крайне необходима разработка и принятие мер по выводу из тени указанных категорий населения, высвобождение рабочих мест, занимаемых ими, для дальнейшего трудоустройства представителей старшего поколения. И, конечно же, очень важно обеспечить гарантии трудоустройства лиц предпенсионного возраста. Это возможно реализовать посредством программ стимулирования работодателей на создание специальных рабочих мест, а также программ повышения квалификации и переквалификации работников старшего возраста.
Отдельного самого тщательного внимания требует к себе изменение рынка труда, которое произойдет в случае реализации пенсионной реформы в предлагаемом виде. На мой взгляд, современный рынок труда в Российской Федерации на сегодняшний день скорее не готов к повышению пенсионного возраста, так как в нем наблюдаются тенденции на постоянные сокращения и оптимизационные процессы, происходящие как в государственном секторе, так и в бизнесе. Повышение пенсионного возраста увеличит количество работников старшего поколения на рынке труда, что напрямую окажет влияние на повышение уровня безработицы среди молодого поколения, которое, как правило, не имеет необходимого опыта работы и трудовых навыков, чтобы быть конкурентоспособными. И здесь государству обязательно необходимо продумать комплекс обеспечительных мер, направленных на снижение указанных негативных показателей.
Не исключаю, что факт принятия закона, включающего положения, реализация которых на практике ухудшит социальное положение затрагиваемых категорий граждан, может вызвать в ряде регионов обоснованные волнения и протесты. В этом контексте также нельзя забывать и необходимой дифференциации возрастной пенсионной шкалы в зависимости от субъекта проживания человека, так как, несмотря на рост средней продолжительности жизни в целом по стране, в отдельных регионах этот показатель пока еще находится на достаточно низком уровне. Принцип справедливой дифференциации также необходимо применить и в разрезе отдельно взятых сфер трудовой деятельности граждан.
В завершении, должен отметить, что принятие обсуждаемого законопроекта о пенсионной реформе в РФ, несет в себе ряд опасностей и рисков, как экономических, так и социальных. Задача законодателя заключается в том, что необходимо собрать все рекомендации, предложения и пожелания, выработанные в процессе широкого экспертного и общественного обсуждения, просчитать последствия и принять пакет мер, которые обеспечат исключение выше описанных рисков. Как член Общественной палаты КБР, ответственно заявляю, что общественная палата КБР готова и уже принимает самое активное участие в обсуждении и выработке предложений и рекомендаций, которые направлены на улучшение и повышение качества законопроекта о пенсионной реформе.
ГКУ"Кабардино-Балкарский Бизнес-Инкубатор"
г.Нальчик,ул.Циолковского 7,офисы 307, 311
8 (8662)96–85–02/Факс: 8 (8662)96-83-95
e-mail: [email protected]